Йога – история и значение в современном мире

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV – Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций.

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него  к еще более отдаленным легендарным цивилизациям – Атлантиде, Арктиде и некоторым другим.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды – священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним –– Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

 Выделение учения йоги как самостоятельной системы предписано легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упаниша.yogaday1

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:

1) яма – ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;

2) нияма – предписания образа жизни;

3) асана – разнообразные позы и положения тела;

4) пранаяма – дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;

5) пратьяхара – контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;

6) дхарана – концентрация мысли;

7) дхьяна – медитация, регулируемый поток сознания;

8) самадхи – измененное, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Именно так определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения. В современном мире последние 20 лет йога стала массовой культурой. И зачастую не имеет ничего  общего или очень мало отвечает принципам философии древнего учения.  Асаны – как одна из ступеней  йоги стала  популярной. Такое   направление  иди вид йоги как Хатха-йога (основывается на практике асан)  наиболее понятно и интересно массовому пользователю.  Часто люди просто повторяют асаны –  то есть придают телу определенное положение, не  понимая  целей и задач йоги. Хотя, конечно,  и выполнение  только асан  имеет положительный эффект. Но это только физический аспект йоги,  но и данный подход  имеет  свой смысл. Полное познание и проживание йоги доступно избранным и имеет совсем другое значение и смысл. Поэтому в древние времена истинные учителя йоги передавали свои знания только достойным ученикам. Таким образом сейчас активно исследуется терапевтический  эффект от практики асан и практики пранаяамы. Медицинские исследования доказывают оздоравливающее воздействие асаны и пранаямы  на организм. Поэтому такое направление йоги как йогатерапия получило официальный статус научного знания. И йога как гармоничный подход к здоровому образу жизни, несомненно,  занимает важную ступень  среди других оздоравливающих практик  и подходов.

Автор статьи – Ольга Тальянова

Авторизуйтесь для комментирования