Убогая Индия

«Почему Индия такая убогая и в индийские танцы идут такие никчемные, некрасивые? Почему у танцующих Болливуд также нет денег, чтобы вложиться в собственный костюм, или хотя бы просто поучиться танцевать на мастер-классах других?» –  сказал мне однажды приятель после того, как увидел выступление какой-то группы на уличном празднике.

В силу своей любви к танцам Болливуда я попыталась защитить этот стиль. А потом призадумалась, а виноват ли сам стиль, если сделали его таким убогим сами танцоры и, собственно, учителя этих танцоров здесь в России?

Ведь Болливуд-шоу в Индии активно развивается и спешно вбирает в себя новинки всего самого зрелищного в мире. Танцы индийского кино уже давно утратили свою банальность, хореографы пытаются придумать что-то новое, даже при условии того, что актриса может и не уметь танцевать. Танцевальные шоу Болливуда на сцене сделали большой прорыв во всем, а именно в декорациях, спецэффектах, разнообразии костюмов, толпой профессиональных танцоров и даже цирковыми трюками на удивление зрителю.

Массовые представления танцев Болливуда по всем своим качествам уже превзошли свое первое воплощение в кино. Хореография стала более сложной и интересной, костюмы более разнообразными и богатыми даже у тех, кто просто вышел подержать реквизит. Болливуд танец не стоит на месте, он блюдет каждую последнюю новинку во всем и тут же воплощает это в своем исполнении. Также как и само индийское кино стало более смелое, также и танцы Болливуда, которые изначально заточены под шоу, становятся более зрелищными, высокобюджетными сродни грандиозным шоу легендарных западных звезд.

Так почему же любители поучить или потанцевать танцы индийского кино в России, не привносят всю грандиозность этого представления сюда?

В нашем сознании до сих пор, танцы индийского кино – это наивная сказка, которую невозможно подпортить непорочной мыслью, поэтому и танцуют у нас, как подростки «восторженно и наивно». Если постановщик взял самую дерзкую по смыслу песню, но не научил танцора подаче взрослых эмоций, то такой танцор будет выглядеть смешно в своих детских прыжках и ужимках, даже в глазах тех, кто не понимает ни единого слова песни. Научитесь передавать страсть в танце, влюбленность в танце, гнев и восторг или же просто общаться со зрителем, в своем натуральном образе, а не обезьянничать. Ведь танцор – это актер. Не принижайте танец индийского кино, передавая образ молодушки-веселушки в ваши тридцать или наоборот усталой Леди в ваши двадцать. Также хореография не может быть скучна, а должна быть полна разнообразием не тривиальных движений, в купе с эмоциями, согласно возрасту танцовщицы и теме образа. bol2

Мне не раз говорили мои ученики, что танец живота красив, потому что милы танцоры и восхитительны их костюмы, потому что сексуально, женственно, потому что смотрится гламурно. Никто не сказал так, про танец индийского кино, хотя это перечисленное относится к нему безоговорочно и еще можно прибавить с большой буквы – Интересная Хореография (к сожалению, у нас в стране таковой мало). Но у нас никто не ставит и, возможно, поэтому не танцует танцы Болливуда Сексуально, Женственно, Гламурно. У большинства местных хореографов по стилю Болливуд скучная хореография, которая может быть совпадает по тексту, но далека от ее наполненности, красоты и незаурядности, а все сплошной стандартный набор движений, частично выцарапанных из индийской классики или фолка.

Танцоры в танце живота ушли далеко вперед в смене своих образов, теперь это не просто распущенные волосы, макияж и костюм с навеской на поясе и лифе. Теперь танцовщицы Беллиданса носят диадемы, они украшают свои волосы стразами и брошами, они надевают браслеты, усыпая ими не только руки, но и ноги. Костюмы беллидансеров повторяют одеяния Богинь Олимпа Красоты, с неповторимым дизайном, множеством дорогих тканей, с кружевами, перьями, цветами, камнями, блеском страз, пайеток и стекляруса. Появились уважаемые дизайнеры по костюму к танцу живота, и каждый из них спорит друг с другом, придумывая что-то новое и оригинальное.normal 3

А что танцорам Болливуда мешает усовершенствовать свой костюм или прическу? Почему все тот же короткий топ, длинная юбка, цветы на голове или в косе, ткань опять же на голове или через плечо, как это было двадцать лет назад, так остается и сейчас. Мои дорогие – это уже все скучно. Это отпугнет последнего зрителя от стиля Болливуд. А те, кто абсолютно далек от философии индийского танца – вообще, скажет, как мой приятель «как же все убого и скучно». Прошу вас, учителя и танцоры – не позорьте Болливуд своим незнанием. Не позорьте Болливуд также тем, что в силу своей несовершенной физической формы или чрезмерной стеснительности вы не можете надеть откровенный костюм, где четко будет вырисовываться ваша фигура. Хочу заметить, танцор не может запустить свою фигуру! Танцор не имеет право быть не в форме, а иначе ему нечего делать на сцене! Если вы не готовы носить смелые наряды и сексуально выглядеть, пожалуйста, танцуйте фолковый Болливуд, танцуйте народные стили или индийскую классику. Если вы не готовы быть в форме – НЕ танцуйте Болливуд! К сожалению, есть и такие, кто почему-то думает, что в индийском кино-танце, не должно быть сексуальности – это стыдно и такое только под силу стриптизерам. Простите, уважаемые танцоры, стриптизеры, вообще не танцуют в одежде, они только, может быть, в ней выходят. Здесь мы сильно уступаем опять же многим другим стилям, например, тот же contemporary вообще танцуют в коротком платьице, под стать ночной сорочке. А моя знакомая преподавательница по Bellydance сказала: «Я не знаю, как танцовщиц танца живота одеть, потому что они уже оголили все, что возможно и нет». Конечно, во всем должна быть золотая середина. А она таится в трех основных моментах: возраст, физическая форма и особенности хореографии. Это основное на что нужно обращать внимание, когда подбираешь костюм. Ну и, конечно же, в женщине должна быть загадка, можно позволить себя немного приоткрыть, но не обнажать и не опускаться до порнографии, даже если она усыпана стразами. Экспериментируйте в своих костюмах, уважаемые танцоры по стилю Болливуд, у вас есть пример гламура у звезд шоу бизнеса, среди тех же болливудских фильмов, которые демонстрируют на экране сразу несколько нарядов в одной песне.

Отсутствие  финансов на костюмы и реквизит можно понять, но не простить, если вы выходите на сцену для зрителя. Уважаемые постановщики и учителя, почему из года в год, на протяжении нескольких десятков лет, вы не желаете учиться хотя бы друг у друга? У вас все та же хореография с «вкручиванием лампочек и поглаживанием собаки» и все тот же образ «сошедшей с ума безумной тетки», которая, оказывается, пытается танцевать Любовь. bol3Почему все те же «клумбы» на головах, как будто на свои волосы можно посадить только ее? Почему на мастер-классах любых педагогов, даже тех, что приезжают издалека, никого нет из вас, уважаемые учителя? Благодаря самолюбованию сомнительных учителей-самоучек до сих пор «слизывающих» танцы прямо с экрана фильма, зритель называет Индию убогой. Потому что каждый второй из этих учителей «освоил», дай Бог, хоть один классический стиль индийского танца и то поверхностно. Вся надежда у таких педагогов на тех, кто не понимает, на тех, кто посмотрел индийское кино и очарованно пришел, даже не осознавая, что пришел к некомпетентному человеку, которому самому надо учиться и учиться. Отмечу также, что преподавать и ставить танцы Болливуда на основе классических храмовых танцев – это все равно, что сделать хип-хоп на основе балета.

Именно в России в основы преподавания Болливуда шагнули правила классических школ индийского танца. Эти правила сильно ограничивают и мешают Болливуду развиваться. Потому что они гласят:

  •  Избрав одного гуру (учителя), ученик не может уйти учиться у другого
  •  Избрав одного гуру, ученик должен во всем продвигать своего учителя, прославлять его и помогать ему
  •  Избрав одного гуру, ученик должен следовать только технике и манере исполнения своего учителя
  •  Только у своего гуру, ученик должен спрашивать совета и почитать его, как Бога, поклоняясь ему и не споря с ним
  •  Настоящим танцором и учителем становится тот, кто из поколения в поколение сохранял, приумножал и оберегал семейные танцевальные традиции и техники (к сожалению, по этому пункту, не каждому дано уметь танцевать или учить, если он не был рожден в семье танцора-учителя)

Болливуд танец нельзя ограничить познанием одного стиля, нельзя запретить обогащать свои знания при помощи других учителей, в Болливуд-стиле ученик обязан превзойти своего учителя, потому что любознательность и постоянный эксперимент развивает этот стиль. В Болливуде не стоит бояться проб, в этом стиле нужно уметь спорить с собой и со всеми, делать лучше устаканившейся техники, менять традиции, в Болливуде никогда нельзя стоять на месте и «копошиться в своем же болоте». Болливуд требует развития, а здесь нужны ваши физические, умственные и финансовые силы. Если все это не прикладывать – Болливуд будет все также умирать в нашей стране, а зритель все больше и чаще станет говорить «Убогая Индия». Нужно поднимать Болливуд, уважаемые педагоги и танцоры, а не надеется на то, что никто в нем ничего не понимает и поэтому прокатит все. Пусть не прокатывает самодеятельность, слизанная с YouTube или кино, пусть не прокатывают те танцоры и педагоги, которые умеют примерять костюм, но не танцевать в нем. Если вы профессионал в своем стиле – то, будьте им в полном смысле этого слова, иначе, зачем вам это вообще? Занимайтесь тем, что у вас получается лучше, что вы знаете, умеете, без доли сомнения?

Учитель, что говорит вам, что он единственный Гуру и только от него вы можете получить все знания – ПЛОХОЙ УЧИТЕЛЬ! Чтобы не быть скучным в танце – нужно многое подсмотреть и многое попробовать, многому научиться. Нет такого единственного учителя, чьи познания бездонны. Станьте бездонным сами для формирования самого себя, как педагога, прежде всего. Учитесь, господа и развивайте тот стиль, с которым работаете, тогда к вам потянутся люди. 

Эта  статья никакого  отношения к богатым традициям, культуре и истории прекрасной страны Индия не имеет. 

Алина-Ясмин 

Авторизуйтесь для комментирования