Есения Мерцалова: в детей просто надо верить!

Есения Мерцалова – яркая и эффектная, неимоверная талантливая танцовщица, певица и педагог – хореограф совсем скоро отметит 10 –летний юбилей своего коллектива «Золотая маниста». Она рассказала о том, с чего все начиналось и каково это находить и выращивать юные таланты.

– Есения, расскажи с чего все начиналось, как был создан коллектив «Золотая маниста»?

– Я начинала с ДК Химволокно, изначально мой первый коллектив был «Лулудя», тогда мне было 16 лет. Это был цыганский коллектив, и он выступал по всему городу, пока все не переженились. Сейчас эти ученики работают в драматическом театре и разъехались по области. Моя мечта работать с детьми. Я обожаю детей. Могу вечно ими заниматься. Потому что только им можно верить. Взрослые часто лгут и забывают, что они смертные, и когда-нибудь за все придется держать ответ. Нужно вовремя уметь останавливаться и оценивать ситуацию. Не то, что думать: «А как мне правильно поступить?» А думать об элементарных вещах, ведь, например, если ты не долюбил, то твоего ребенка тоже не долюбят. Надо хорошо относиться к людям, тогда не будет проблем.esenia

Я училась в университете в Питере, потом в Москве,  колоссальный опыт и практику мне дала работа в двух московских театрах. А ведь изначально, как ни странно, я хотела быть ученым, но мама сказала, что ученых в нашей семье точно не было. Сейчас это кажется забавным, но я хотела быть изобретателем, заботиться об экологии, создавать пакеты или бутылки, которые самоуничтожаются. А сейчас я счастлива тому, что занимаюсь любимым делом.

– Работать с детьми не просто, что помогает найти свою гармонию и баланс?

– В детей просто надо верить. Ведь ребенок же верит, что его мама, папа или учитель всесильные. У любого родителя существует вера в то, что его ребенок идеальный. А я, как педагог, верю в то, что у моих учеников все получится!

– На момент создания коллектива «Золотая маниста» были ли у тебя свои дети?

– У меня на тот момент уже был сын и дочка, ей было полгода. Это было десять лет тому назад,  а в мае 2019 года у нашего коллектива уже будет юбилей. Мы делали свои первые шаги, как детский коллектив также на базе ДК «Химволокно», тогда директором еще был Владимир Васильевич Филиппов. Я очень люблю универсальных детей, которые могут быть талантливы сразу в нескольких направлениях: и танцы, и песни, и стихи могут цитировать прекрасно. А также мои дети часто снимаются в кино, проходят кастинги. И я могу сказать, что талантливы абсолютно все дети, им просто нужно помочь раскрыться!

– Была ли поддержка и понимание со стороны мужа на момент создания коллектива?

– Тогда нет, потому что он не верил в мой успех, когда я создавала все с нуля. И по-настоящему осознал все только, когда я уже все сделала. На третьем году жизни коллектива он стал к нам присоединяться. Сначала с юмором, а затем его затянуло. manista7Сейчас я делаю общую постановку, а он ставит движения мальчикам. Почему он стал присоединяться? Я тогда забеременела третьей дочкой, а потом сильно заболела и оказалась на инвалидной коляске. Был сложный период. Но сейчас все хорошо. Ведь я тогда смогла родить сама и сейчас хожу, хотя многие говорили, что я умру. И я продолжаю заниматься любимым делом, но денег это дело мне не приносит. Но я за это не переживаю, ведь я рада тому, что приношу пользу! Наши абонементы на занятия не поменяли цену за последние несколько лет, и, по сути, мы все собранное тратим на аренду помещения и нужды нашего коллектива. Еще мы бесплатно обучаем детей из многодетных и асоциальных семей. Это своего рода наш вклад в благотворительность. Наши занятия длятся не 2 часа в неделю, как у многих, а намного больше, ведь, что такое для ребенка 45 минут танца? Ничего! А мы, чтобы вжиться в образы, например, танцоров Болливуда вместе смотрим индийское кино, разбираем движения и их смысл. Тоже самое касается разбора всех других танцев народов мира.  

Вторник – репетиция постановок, пятница – вокал, сценические движения и станок, воскресенье – хореография. Мне нравится, когда мои дети пробуют все. У нас есть преподаватель йоги. Мы работаем над их гибкостью, пластикой, выпрямляем им спинки. У нас есть огромный стол, лавочки, все пьют чай, общаются, обсуждают проблемы, волнующие их вопросы и делятся не только информацией, но и булочками. Такой табор. И у нас танцуют все! Мы даже из деревянного Буратино делаем танцора. Я не делю детей на маленьких и больших. У нас все в одной кучке. Потому что, когда маленький общается с большим он учится у него, тянется за ним. Ему все становится интересно. У меня за год дети разучивают в среднем одиннадцать танцев. И у нас все хотят выступать, особенно девочки! А что касается меня, то Бог дал мне возможность петь и танцевать, и мы с нашим цыганским коллективом «Эсмеральда» выезжаем на заказы и таким образом зарабатываем себе на жизнь!

А что касается коллектива «Золотая маниста», то для детей радость – это участие в концертах и конкурсах. Мы приезжаем на фестивали и видим детей, которые танцуют современные танцы. Все это хорошо, конечно. Но мне лично хочется, чтобы девушка была девушкой. Чтобы ее можно было украсить, чтобы ее хотелось любить. А не чтобы это была баба – мужик в рваных штанах и на голове у нее черти что, и танцует танец, будто мужик с граблями. А на фоне этого выбегает девушка в красивом индийском костюме. Она вся такая нежная. Яркая и красивая. Люблю яркие цвета. Люблю такое!

– За десять лет существования коллектива «Золотая маниста», наверное, много воды утекло. Как растут дети, отслеживаешь ли судьбу тех, кто уже вырос и ушел из коллектива?manista5

– Есть дети, которые влюбляются в красоту костюмов, танца и музыки. А есть дети, которые пришли и им нравится хип-хоп, потому что там тусняк и там парни. И они делают выбор в пользу тусняка. Я люблю детей, которые приходят танцевать. Мы даем им полную палитру танцев культуры всех народов. Единственное, что очень глубоко войти в каждый народ не удастся. Мы берем максимально, но прямо глубоко в традиции нам не войти. Это больше танцевальная стилизация. Хотя у меня занимались даже индусы, которые здесь учились и жили. Мы с ними делали красивую постановку. А еще у нас был интересный случай, когда мы поехали в Питер на фестиваль. Это был наш первый выездной фестиваль за пределы родного города. Дети очень переживали перед выступлением, хотя мы жили в шикарном отеле и условия для маленьких танцоров были созданы прекрасные. И я видела своими глазами, как педагоги жестко муштруют своих учеников, а родители сидят и им поддакивают. «Что ты делаешь? Как ты поднимаешь ногу? А спина! Ты такая горбатая!» – вот такой там стоял крик. Я была в ужасе, потому что я никогда так на своих детей не кричала. Это страшно и это не по мне!

– Оказывают ли влияние и давление родителей на твоих учеников?

– Такого у нас нет. Я стараюсь, чтобы мы все делали сообща. И даже когда мы едем в другой город на выступления, я предлагаю родителям ехать вместе. Жизнь коротка, и нужно наслаждаться любой возможностью общения со своими детьми и тем более возможностью увидеть мир.

– Как рождаются твои танцевальные постановки?

– Все танцы – это мое личное видение. Очень часто мне во сне снятся танцы. Было даже такое, что мне во сне приснилась индийская музыка, а потом я ее нашла и поставила на нее танец. Я закрываю глаза, и там начинается кино. Вообщем, я так по ночам устаю. Мне часто снятся сны, которые воплощаются в жизнь. Был случай в Питере, куда мы приехали на очередное выступление. Дети разложили вещи, мы все вместе сходили в ресторан, они такие довольные, ведь им хочется, чтобы они были как взрослые. И вдруг они видят, что все дети в других коллективах в одинаковой одежде. А у нас шоу! Я постановщик шоу! И если мы делаем шоу, то ты должен отличаться. Ты должен заворожить зрителя. И каждый твой выход должен быть новым. И у нас под «Мохнатый шмель» до конца песни выходят дети в разных костюмах. Режиссер потом признался, что наш нескончаемый поток детей, которые выходили до конца песни в ярких и разных костюмах привел его в кайф. Кстати, костюмы я все придумываю и шью сама.manista6

Иногда помогают родители, например, как-то мы купили всем детям белые кроссовки для номера в стиле «Бродвей» Америки -60-ых г.г., и чтобы сделать свою фишку, все родители сидели и клеили стразы детям на эту обувь. Такой получился совместный, красивый и эффектный труд.

– Каким образом ты выбираешь куда на какой фестиваль вы поедите?

– Мне очень интересны судьи. Мне важно их мнение. Мы ездили в Туапсе, мы выиграли все первые места, вторые и третьи. Там были совсем маленькие детки, поэтому они заняли третьи. Дочка моя выиграла первое место по вокалу и по хореографии. Там были судьи, которые потом на обсуждении кого-то очень ругали. Говорили педагогам вроде того: «Вам за это нужно выдернуть ноги!» Человек имеет право, потому что он знает, что он народный артист не первый год. Нас очень хвалили, но! Я всегда прошу указать на наши недостатки. Ведь это очень важно, работать над ошибками и расти дальше. Мы, конечно, отличаемся от других. Ведь у нас не просто номера, а я делаю шоу. Люблю, когда на сцене закручивается настоящая история. И у зрителя в душе все переворачивается. Сама к конкурсам стараюсь относиться спокойно, ну не выиграли, так не выиграли. Это как игра. Но это мое отношение, а вот дети страдают и плачут, если не занимают призовых мест. Я их успокаиваю и говорю, что в следующий раз будет лучше.

– За почти 10 лет существования коллектива что тебе, как руководителю особенно запомнилось?

– Вернемся к Туапсе, у меня там был День рождения 29 мая, и в этот день всех награждали. Честно говоря, я про свой праздник даже и не думала в тот момент, радовалась победам своих учеников, наблюдая за тем, как они получают грамоты и памятные призы. И пока я занималась оргвопросами, ребята устроили для меня сюрприз. Вызвали меня через директора фестиваля на детскую дискотеку, где они стояли и пели для меня всем коллективом. Этот подарок я запомню навсегда!

– Какие планы у коллектива «Золотая маниста» на будущее? manista3

– Планируем сделать шоу «Танцы народов мира» и пуститься с ним в кругосветку. Очень хотелось бы получить звание народных. Для меня очень важно, чтобы, когда меня не станет, смогли заработать на кусок хлеба. Это очень большая школа! Ведь рестораны даже в войну не закрывались. Я не имею ничего против других профессий. Но даже, если они станут директорами заводов, люди, которые умеют себя подать в обществе, грамотно говорить, петь и танцевать, обладают чувством юмора, будут более успешны и любую даже самую сложную ситуацию смогут развернуть к себе лицом. Потому что быть быдлом, даже учиться не надо! Это очень важно, когда человек культурный. Культурно развитый ребенок всегда добьется в будущем высот. В этом году я хочу поставить шоу-программу на 1 час 40 минут, где будет рассказываться о мире, в котором мы живем. Это своего рода путешествие, не сходя с места можно объехать всю планету и вернуться обратно. Это будет очень ярко, красочно и музыкально. И надеюсь, что наши мечты воплотятся в реальность! Ведь главное верить!  И я верю, что из любого человека можно сделать хорошего танцора! Все получится, а если нет, то значит, что это ты плохой педагог!

– Что можно посоветовать родителям, которые планируют отправить детей на обучение в танцевальный коллектив?

– Самое главное, чтобы ребенку было там уютно! Ребенок должен хотеть идти туда на занятия. Ему должно быть там интересно. Его не должен пугать педагог – это самое главное. И там ему должно быть легко! Там у него семья!

СТУДИЯ «ЗОЛОТАЯ МАНИСТА»

г. Тверь, здание «ДОСААФ России», ул. Орджоникидзе д. 25 в 15 каб. тел. 8-920-180-78-66.

Пробное занятие бесплатно. 

Авторизуйтесь для комментирования