Фламенко: история от истоков до современности

Ксения Бабковская – преподаватель фламенко и руководитель Театра танца фламенко Duende» рассказала нашему порталу о разнообразии танцевального стиля фламенко и поделилась секретами успеха своих ярких и эмоциональных постановок.

 – Ксения, как давно ты занимаешься танцами и что было до фламенко?

– Танцами я занималась всегда, с самого детства. У нас в роду есть непроверенный миф о цыганском предке... Но на самом деле - это не так. Мои прабабка с дедом по маме были белорусами-переселенцами в Восточную Сибирь. И у них в доме на зимовье останавливались цыгане, а летом уходили в табор. Так вот они научили мою бабушку, кстати, тоже Ксеню, впечатлительную девчонку, петь цыганские песни и танцевать. Потом бабушка передала это нам. Помню, что она шила нам с сестрой цыганские юбки, пела песни или включала на пластинке «Цыганочку». Потом родители лет в 7 отдали меня на хореографию, а я сбежала оттуда на бальные танцы. Много стилей перепробовала от рэпа (в 90-е так назывался стиль) до ирландских. К фламенко пришла уже во взрослом возрасте. Так как фламенко в России достаточно молодое направление – ему всего лет 15, а то, что Майя Плисецкая танцевала Кармен и труппа Игоря Моисеева – это не фламенко, конечно, а балет с испанской тематикой. Потом я обучалась у Президента Федерации фламенко Юлии Плахотиной, испанских педагогов: Андреса Санчеса, Натальи Меириньо, Марии Мандрагоры. Сейчас я еще студентка 3 курса Международной системы АПДЭ. Это высшее образование, дающее по итогам возможность преподавать фламенко, как в России, так и за рубежом. Обучаемся мы в России, но экзамены должны сдавать в Испании. Еще я побывала на уникальном единственном мастер-классе неординарной звезды фламенко Росио Молины.fla4

– Почему именно стиль фламенко, чем именно привлек?

– У меня был опыт выступлений в качестве солистки известной провокационной рок-группы «Ансамбль Христа Спасителя и мать сыра земля». Это было одной из причин, почему я занялась фламенко. Когда я ушла из группы, а музыка там была достаточно жесткой, мне нужна была аналогичная эмоциональная замена, я занялась фламенко, таким образом, у меня произошла сублимация творчества. Фламенко больше всего выражает меня как личность, как натуру эмоциональную с какими-то внутренними переживаниями, которые трансформируются в творчество. Сначала я создала студию танца фламенко «Duende». Кстати слово «дуэнде» означает дух фламенко – те самые непередаваемые словами чувства и эмоции, которые роднят фламенко с корридой. Потом мне стало мало просто бессюжетного танца. И стал Театр танца. Кстати, я вообще считаю бессмысленность танца просто так, ради эстетики или техники. Танец и театр – это действие и нужно, чтобы что-то проиходило, был конфликт и как полагается в театре: экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

Сейчас все рода искусства возвращаются к изначальному синкретизму – используют все выразительные средства. Просто танец или просто песня с хорошим голосом – это уже прошлый век. Должны быть авторские решения. Любое появление человека на сцене должно быть обоснованным. Зачем, например, выпускать на сцену двух или толпу людей, которые делают то же самое, но никак друг с другом не взаимодействуют. В 2011 г у нас с моими учениками появился «Театр танца». Впоследствии с Алексеем Гатиным мы создали «!Театр чувств!» Группа – это «Duende»,а «!Театр чувств!» – это мы вдвоем. По аналогии с испанской пунктуацией для большей эмоциональности ставим восклицательные знаки в названии – это авторская пунктуация. Ну, это мои заморочки – я по первому образованию кандидат филологических наук. С названиями понятно... Но бывают казусы. Например, нас с Алексеем хотят видеть на каком-то официальном корпоративе, но их смущает название «!Театр чувств!» слишком чувственно. Они ж люди серьезные. И мы тогда приходим к ним под нейтральным названием «Театр танца фламенко Duende». Хотя, по сути, это испанское название означает то же самое.

 Я всегда была очень эмоциональной, не скрывала своих эмоций, всегда бросала в лоб. Близкие говорили, что это мой недостаток... Потом я поняла, что вовсе нет. Это мое достоинство, которое помогает мне творить. Надо познать себя, свои достоинства и якобы недостатки, способности, понаблюдать, и тогда ты поймешь, для чего тебя Бог создал и над чем стоит работать.

Сейчас мы ставим не только пластические спектакли, но и внедряем туда драмчасть. Хочется больше смыслов, а это, конечно, не только жесты, но и слово. Мы даже с Алексеем пошли учиться на театральное направление.

– Обратимся к истории – какие яркие вехи в становлении фламенко можно выделить, кто его прародитель и как он изменялся до сих пор?

– У фламенко многовековая история. Это микс многих культур – испанской, цыганской, индийской, арабской, еврейской. Фламенко кажется каким-то магическим танцем, и это действительно так. Ведь в основе его ритуал, как и у народного танца. К тому же музыка фламенко строится не только на привычных европейскому слуху музыкальных размерах, но и на микротонах, поэтоу оно проникает в самое сердце. Фламенко вышло из канте хондо – глубинного пения. Можно назвать это песнью души с ее радостями и печалями.fla10

Многие русские влюбились во фламенко после фильма Карлоса Сауры «Фламенко». Это прямо типичная история, о себе могу тоже так сказать. Там фламенко настоящее, но рассказано о нем доступным языком. А вообще фламенко оказалось сложнее, чем я думала. Когда я начинала, думала, что помашу юбкой, сострою выражение лица, добавлю страсти – и, делов-то! Но оказалось, что фламенко – это математика... Во фламенко существует около 50 стилей и каждый имеет свой четкий музыкальный размер.

Но это нормально, любое дело, которым ты занимаешься серьезно, с каждым днем раскрывает все новые грани, и это до бесконечности.

Самые известные имена во фламенко прошлого – Кармен Амайя, Антонио Гадес, например. Сейчас фламенко меняется, сохраняет лучшее, но становится более современным, экспериментирует. Та же Росио Молина миксует фламенко с хип-хопом, буто, может танцевать его даже под рок-музыку.

– Если говорить о пользе для здоровья то, чем, по-твоему, полезен фламенко для женщин и для мужчин?fla7

– Как скажет любой педагог о своем танце, во фламенко задействованы все группы мышц, и это правда. Работает даже мелкая моторика - каждый пальчик танцует. Изящные движения рук во фламенко называются флорео, что значит цветок. Вообще танец, чем он отличается от просто спорта – это настроение и настрой. А во фламенко – это гордая осанка и вздернутый нос. Фламенко очень вселяет уверенность в себя, оно помогает справиться с проблемами, перебороть себя. Танец фламенко собственно об этом и есть. Смех сквозь слезы, борьба с трудностями и с чем-то нежелательным в самом себе. И когда ты справляешься, то получаешь удовлетворение, и тебя настигает тот самый катарсис. Часто ко мне на занятия приходят, когда есть какие-то проблемы, фламенко помогает им выжить. А потом, когда все нормализуется, люди либо говорят спасибо и уходят, либо понимают, что хотят танцевать фламенко и в счастье, и в горе, и остаются.

Сейчас фламенко вообще в тренде. Например, Милен Фармер в своем шоу использует фламенко, у нее танцуют 7 братьев-красавцев Los vivancos. Они шикарны, настоящие мачо. «Dolce and Gabbana» создали серию в стиле фламенко, на модные показы по всему миру приглашают Национальный балет Испании. Фламенко танцуют в Европе, Азии и даже в Африке. Очень популярно фламенко и в Японии.

– Какие методы ты используешь на своих занятиях, чтобы у учеников был несомненный успех, чтобы все получалось?

– Если говорить о методах преподавания... Первое, что я скажу, это... Я люблю свое дело и горю им, наверное, это привлекает людей. Для меня в танце важна образность и эмоциональность, и это я всегда говорю своим ученикам и добиваюсь, чтобы они вытаскивали это из себя. Вообще, чтобы получалось, нужно: вера в себя, любовь к делу, труд, творческий подход, наблюдение за миром и за тем, что происходит в искусстве.

Но самое главное, нужно познать себя, для чего ты создан и что ты хочешь привнести в мир.

– Расскажи об истории своего театра танца, театра чувств «Flamenco.Duende», ведь это нечто большее, чем просто студия танцев?fla6

 

– Про театр свой я уже немного рассказала, но добавлю еще... Почему театр чувств. Современный мир, когда появились технологии и появился недостаток реального общения, мне кажется немного замороженным – не хватает героизма и эмоций, которые на пределе.

В жизни этого так мало, так пусть будет на сцене. Любовь – Ревность –Самопожертвование...

– Как рождаются новые постановки и спектакли?

– Идеи для спектаклей рождаются совершенно внезапно. Я могу написать в ВК в 6 утра или позвонить под ночь своим ребятам, если меня посетила какая-то идея. Они относятся с пониманием, не ругаются. Я еще совсем недавно пришла к такой мысли. Вот раньше большую часть времени я проводила на обычной дурацкой работе в офисе, а любимое дело было совместительством. Но уже несколько лет я занимаюсь только своим, посвящаю ему все время. Конечно же, это был для меня огромный риск, прежде всего в fla8материальном плане. Но я рискнула.

И нисколько не жалею, но понимаю, что я попала. Я стала более несвободной, чем была. Когда занимаешься своим делом, ты никогда уже не будешь свободен. Твои мысли поглощены им всецело. Я не могу уже и спать нормально, не думать об улучшении спектаклей. Это какой-то бесконечный поток. Я теперь понимаю этих безумных художников, которые обрезают себе уши (ну мы понимаем, о ком идет речь – Ван Гог), заключают сделки с дьяволом (Фауст). Ты становишься слишком чувствительным к миру, ловишь каждый его вздох.

И это становится твоей сверхзадачей – проникнуть в суть вещей и отразить их в творчестве. Я иногда рисую, ну так себе, но дело не в этом. Меня как-то поразило. Я хотела нарисовать березу, стала к ней приглядываться и поняла, что я совсем ее не знала, по-другому представляла, а она намного сложнее, это ж целый мир, вселенная в этой березе. И так во всем, наблюдая, ты открываешь этот предмет по-новому, а потом преломляешь в творчество.

– Что может послужить вдохновением? fla9

– Вдохновением служит окружающий мир, мне иногда кажется, что он сказочный и в воздухе витают золотые и серебряные частички. Ну, это я себе так представляю. Искусство вдохновляет.

– Какие планы на будущее у театра чувств «Flamenco.Duende»?

– 25 января в Выставочном зале у нас будет спектакль – перформанс «Сон Сальвадора Дали» на фоне его подлинных литографий. В дальнейшем мы хотели бы посотрудничать с каких-нибудь креативным, сумасшедшим дизайнером моды и сделать пластическое дефиле в стиле фламенко. Вот ищем модельера, может эта публикация привлечет его к нам.

Раньше я была очень консервативна и отрицала современное искусство, но потом поняла, что жизнь не стоит на месте и нужно быть открытым экспериментам, только так возможен прорыв. Из того, что мы уже сделали. Я целый час танцевала фламенко на новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Это был экспериментальный спектакль Мастерской современного театра #Сеть о вреде смартфонов. Спектакль был настолько современным и трешовым, что в конце я просто разбивала смартфоны дробью фламенко.

Мы за креативное взаимодействие... Ставили спектакль «Кармен» (ну куда же без нее) под живую музыку совместно с коллективом этнической музыки «Ашель», музыкантами Ольгой Беляковой, Светланой Тюриной и студией аргентинского танго «Shardonnay tango studio». Это был первый наш спектакль, он, в принципе был более менее классическим. Таким же еще был «Женщина – птица». Потом мы сотрудничали с Грачиком Аванесяном. Я танцевала фламенко под скрипку. Потом мы сделали спектакль «Ваш ход, Дон Кихот»! fla11Совместно с театром «Образ» и уже здесь стали намечаться эксперименты. Спектакль был поставлен по современной пьесе, но с опорой на оригинал. А потом понеслось... Мы у себя в студии стали организовывать нестандартные встречи: «Магическую вечеринку», «Сюрреалистический бал». Но мыслить не шаблонно – не самоцель, просто так стало выходить. Дальше был наш спектакль «Человек» в Клину на театральном фестивале, где нас назвали открытием, и мы получили специальный приз. И у нас появились... фанаты. Потом был спектакль «Воланда. Net». По мотивам «Мастера и Маргариты». Мы пригласили современного художника Майка Хайпера. Он сотворил невероятное – за час (столько шел спектакль) нарисовал портрет Иисуса Христа. Также у нас в спектакле виртуально принял участие известный рэпер Овсянкин. Специально для нас он записал трек «Доказательства бытия Бога». Сейчас у нас в работе спектакль-перформанс «Сон Сальвадора Дали». Он будет показан на фоне его подлинных литографий. И, конечно же, это сюрреализм, с привнесением универсального языка предельных чувств – фламенко.

Я за смелость в искусстве! Опираться на костыли логики и целесообразности уже нецелесообразно. Это я уже будто языком Дали заговорила. Нам жизнь предоставляет столько вариантов, что думаешь, а почему бы нет, нужно приучаться смотреть на мир с разных ракурсов, и тогда сознание расширяется!

Беседовала Екатерина Гаврилова

Фотографии из архива Ксении Бабковской

Театр танца фламенко Duende

Авторизуйтесь для комментирования