Элина Алимжанова: живите с радостью и позитивом!

О том, как сохранить энергию, молодость и красоту с помощью тренировок и танцев, а также свою историю прихода в фитнес и bellydance, нам рассказала очаровательная синьора и президент Ассоциации Фитнеса и Аэробики республики Казахстан Элина Алимжанова.

– Элина, расскажите, как начался Ваш путь в фитнес и танцы?

– Все свое детство я провела рядом с юными гимнастками, потому что моя мама – Заслуженный тренер Каз ССР по художественной гимнастике. Но я тогда уже была не фактурная для этого вида спорта, но достаточно гибкая и очень любила музыку.el

Тем не менее, мама постоянно заставляла меня чем-то заниматься. Сначала я занималась большим теннисом, а в 7 классе в 12 лет я пришла на занятия по фехтованию. Тогда как раз на волне популярности был замечательный фильм «Три мушкетера» с Михаилом Боярским в главной роли. И мы с подружками решили попробовать все направления, что были в кино. Стрельба из лука мне не понравилась, там не было динамики. И я остановилась на фехтовании, а девчонки пошли дальше – пробовать конный спорт.

После школы я понимала, что моя жизнь будет связана со спортом, и другого варианта я для себя не видела, поэтому поступила в Институт физической культуры им. Лесгафта в г. Ленинград (ныне город Санкт-Петербург). В процессе обучения все было здорово, но спорт постепенно для меня стал отходить на второй план, так как проходил мощный обучающий курс по лечебной физкультуре. И я выбрала направление – инструктор по лфк, и делала упор на этом в учебе. Все наши преподаватели были с медицинским образованием. Мы учились по книгам, которые они сами писали. И это нас сильно впечатляло. Было много практики в знаменитых больницах и медицинских центрах Ленинграда (ныне города Санкт-Петербурга).

el3

Но на последнем курсе в 1984 году в мою жизнь ворвалась аэробика. С нами учились иностранцы, и они привезли кассету с голосом и музыкой, по которой можно было заниматься аэробикой. Я попробовала потренироваться, и поначалу чуть «кони не двинула». Это было 45 минут аэробики в режиме нон-стоп. Было сложно, но мне понравилось то, что там была музыка и интересные движения. Я переписала все упражнения с этой кассеты и начала вести аэробику для своих подруг в общежитии. Так произошел мой приход в фитнес через аэробику. Помню, что мама потом порадовалась тому, что я все-таки нашла себя.

Я училась по целевому направлению, и поэтому по окончанию обучения вернулась в родную Алма-Ату. У нас как раз пошел бум ритмики, и меня пригласили на работу в первый в городе хозрасчетный комбинат. Там я вела американскую аэробику. Она в отличие от ритмики намного сложнее. Затем я поехала на Всесоюзный семинар по ритмике в Москву. Тогда на всю страну была знаменита Татьяна Лисицкая, которую называли русской Джейн Фондой. Она первой в СССР стала профессионально заниматься аэробикой, и даже выпускала книги, пластинки и видео по этой теме. Это было так интересно. А затем я вышла замуж, родила и три года сидела дома с детьми-погодками. Помню, что как-то пришла к подружке позаниматься, и была просто в шоке от того, что, я обычно гибкая, не смогла наклониться, так закостенела за время декретного отпуска.   Но уже через месяц тренировок я вновь была в строю, и вышла на работу как фитнес инструктор.el4

В 1996 году Федерация гимнастики Казахстана открыла отделение спортивной аэробики, а так как я была очень активной и всех по этому направлению знала, то меня пригласили работать   туда руководителем. В 1996 от компании «Reebok» нам проводили базовый курс по аэробике. Это было что-то невообразимое. И в 1997 я начала преподавать сама такой обучающий курс, и преподаю его до сих пор. В 2001 году мы решили отделиться, и вместе с моей коллегой открыли Федерацию спортивной аэробики. Но позже она уехала в Германию, и в 2006 году уже с другой коллегой мы открыли Ассоциацию фитнес - аэробики. В первую очередь наша деятельность – это обучение инструкторов. Моя мечта была такая – хотелось много преподавателей в разных направлениях. Сейчас у нас 12 преподавателей, у каждого свое направление, а порой и не одно. Я продолжаю вести курс по базовой и степ аэробике, и переживаю, что пока его мне некому передать, так как нужно большое терпение и усидчивость, чтобы все разложить и дать ученикам как следует. Сейчас на волне модные фитнес программы, которые мы между собой называем «диктантами», а аэробика – это «сочинение», оно абсолютно авторское и индивидуальное. Некоторым проще повторить чужое, и намного проще просто провести силовую тренировку, поэтому преемников по аэробике у нас пока нет. А ведь в Европе она сейчас в особой цене. Например, в Италии (Римини), там просто культ степ аэробики, которой придали новое модное дыхание. За время своего пути в фитнесе я посетила 15 фитнес конвенций и в России, и на Украине, ездила на итальянскую фитнес-конвенцию «Римини веллнесс» четыре раза. Какие там программы! Степ просто запредельный! Но у нас с этим проблема   – многие не дотягивают до этого высокого уровня.el5

–   Получается, что Вы окунулись в и спорт, и в фитнес. А как вы объясняете разницу между этими понятиями своим ученикам и клиентам?

– Само определение «фитнес» – это подготовка к здоровому образу жизни, а спорт – это стремление к высшим достижениям. В спорте все посвящено целям и задачам, а фитнес – это, прежде всего, работа над собой и своим телом. Тут больше не соревнование, например, сделать также здорово, как получается у кого-то другого. А смотришь больше на себя,   на свои личные цели и достижения. Самое главное в фитнесе – это регулярные тренировки. Я работала фитнес менеджером в одном крупном клубе, и не раз видела такую картину, как приходят женщины, которые позанимаются недели две, сходят на 3 тренировки подряд, устанут, а потом месяц не ходят. И еще начинают возмущаться: «Что-то у нас от вашей аэробики нет никакого эффекта»! Но ведь если 2-3 раза в неделю регулярно заниматься, то через месяц эффект точно будет. Например, кто-то не может наклониться и дотронуться до своей голени, но потом он становится гибче, сможет дотянуться не только до своей щиколотки, но и до пола. Ведь он занимался регулярно. Конечно, тут еще и перед фитнес-тренером стоит задача, чтобы он мог персонально подходить   к каждому своему клиенту. А это очень проблематично в больших клубах, где изобилие программ и начинается перегруз. Там после бассейна идут заниматься силовыми тренировками, а потом от перенапряжения попадают в больницу. Мне кажется, что лучше, когда человек занимается в небольшом клубе, но под личным контролем тренера.el6

– А как Вы познакомились с восточными танцами?

– Когда я начинала свой фитнес путь, в аэробике было много танцевальных направлений: и латино, и хип-хоп – все добавлялось в аэробику. А в 2002 году на одной из конвенции я попала на класс по ориенталю. И я выучила этот урок, и начала преподавать его у себя, потому что тогда других восточных движений просто не знала. В 2004 году к нам в Казахстан с мастер-классом приехала Татьяна Нур. Я была соорганизатором этого мероприятия, и когда я посмотрела на выступление Нур (а мне на тот момент уже было 40 лет), я всем сказала, что таким глубоким востоком я никогда не буду заниматься. Но уже в 2005 году я поехала в Москву на МК по биомеханике арабского танца, а в 2006 получила сертификат инструктора восточных танцев, пройдя обучение в «Планете Фитнес». В 2007 году я поехала на первый египетский фестиваль. Всего у меня было 12 поездок в Египет, и восток полностью затянул меня.

– Есть ли у Вас любимые направления в восточных танцах?el7

– Да, у меня есть моя арабская любовь – это баляди. Считается, что это самый глубокий и проникновенный арабский танец. Слово «баляди» переводится как Родина. Сам танец очень женственный и мягкий. И, на мой взгляд, он подходит все же больше синьорам и гранд синьорами. Я в силу своего возраста и комплекции его танцую. А на худеньких и маленьких девочках он смотрится   несколько странно. Для баляди нужна хорошая техника, уровень исполнителя должен быть высокий. Под аккордеон мы должны показать работу всего своего тела. Танец сложный, но зрелищный. Мне он очень нравится. И вообще, я больше люблю арабский фольклор, и не ставлю фьюжн и шоу, так как туда нужно глубоко вникать и сложно вкладываться. Мне проще и понятнее классика.

Поездки в Египет многое дают танцовщицам в плане понимания техники арабизма, в этом помогают даже их кулуарные арабские танцы, которые они исполняют не на большой сцене. Когда я приезжаю туда на фестивали, то в основном хожу только на фольклорные постановки. Ведь классику мы прекрасно и сами ставим, а в их фольклоре всегда есть своя изюминка. И даже если преподаватель не особенно известен, он может удивить. В Египет нужно ехать в первую очередь на фольклор. Многие перешли на Залив, оставив большое белое пятно в арсенале арабского фольклора для педагогов.el8

У нас в Казахстане не так много восточных школ. Но многие наши педагоги преподают в Египте. Это Александра Пак, Алина Маликова, Радмила Добрынина и Гульден Фаткулла. Они работают в египетской технике. Как-то так сложилось, что у нас нет в стране большого разброса в направлениях восточных танцев –   все больше любят классическую египетскую технику, а не фьюжн или шоу.

– Можно ли танцевать или тренироваться, если человек плохо себя чувствует?

– У нас на учебном курсе даже есть тема по запрещенным упражнения и другим запретам в рамках тренировочного процесса. Обычно это касается жестких по биомеханике упражнений, пришедших из спорта – мы на фитнесе их запрещаем. А что касается плохого самочувствия, то лично я всегда разворачиваю своего клиента, если вижу, что он заболел. И все его предложения типа таких, как: «Я сейчас потренируюсь, пропотею, и мне станет лучше» – я не принимаю. Это не так! Это нанесет вред, а не пользу человеку. Ведь после такой тренировки можно попасть в больницу. el9Это не спорт, где вы свое здоровье кладете на алтарь высших достижений. В фитнесе этого делать не стоит. Тренеру всегда нужно хотя бы делать опрос, спрашивать клиентов перед тренировкой как вы себя чувствуете. Клиенткам старшего возраста я даже меряю давление и т.д. И если клиентам плохо, то лучше не рисковать здоровьем людей.

– Как с помощью фитнеса, танцев и здорового образа жизни сохранить энергию, молодость и красоту?

– Во-первых, у вас должна быть внутренняя гармония, которая зависит от внешних факторов. В первую очередь от семьи. Мне в этом плане повезло – у меня любящий и заботливый муж, который с удовольствием и вкусно готовит.   Моя семья – это крепкий тыл, и это для меня очень важно. Ведь, зная это, я могу спокойно заниматься любимым делом. А для меня любимое дело – это танцы. Я просто в них растворяюсь. Когда я делаю постановки, то мои домашние меня не трогают. Они привыкли к тому, что я в этот момент в полете своей фантазии.

Во-вторых, очень помогают держать форму и тонус   – выступления на сцене. Ведь концертный макияж, прическа, красивый костюм – это поднимает настроение. Я считаю, что многое теряют те педагоги, которые ушли в преподавание и не выступают. Выступать нужно хотя бы для себя, а не для конкурсов. Это поднимает ваш статус и дает вам совсем другую жизненную энергию. Выступления на сцене приносят много позитива. Танец – это жизнь! Выступайте, это просто необходимо для любого возраста. Так что танцуйте. И   желаю всем больше позитивных мыслей! Только позитив и только радость в жизни! Тогда все будет замечательно!

Беседовала Екатерина Гаврилова

Фотографии из личного архива Элины Алимжановой

Авторизуйтесь для комментирования