Махмуд Реда – живая легенда Востока

До ХХ века сохранением танцевальных традиций занимались сельские жители. Лишь только в прошлом веке народные танцы стали исполняться на сцене как шоу. Прародителем египетских народных танцев является хореограф-постановщик – Махмуд Реда.

Влияние Махмуда Реды на мировую танцевальную культуру сложно переоценить, а в области восточного танца он является бессменным лидером. Он показал всему миру египетскую культуру во всей ее неповторимой красоте, выведя ее на широкую сцену. Им создано сотни постановок и спектаклей, побывал более чем в 60 странах, собирая полные залы на представления и мастер-классы. Через Труппу Реды свет вышли известные танцоры, такие как Ракия Хассан, Мо Геддави и другие. Своим творчеством Махмуд Реда подает пример патриотизма к своей стране и культуре.
В юности Реда занимался водными видами спорта, затем гимнастикой. Желание хорошо двигаться зародилось в нем чуть позже. После Второй мировой войны в Египте было много иностранцев, в основном, выходце из Америки, Великобритании, Австралии, которые привезли с собой различные виды танцев. Эти танцы постепенно распространились и среди местного населения, что привлекало и Махмуда Реда. Также в то время в Каире были популярны мюзиклы. Каждый вечер Махмуд Реда ходил в кино и смотрел фильмы с участием знаменитой танцевальной пары – Фреда Астера и Джин Келли. Герои выражали на экране свои чувства в ярком и экспрессивном танце, сидящий в зале Реда впитывал каждое движение. После окончания сеанса он шел домой, по пути пробуя повторить увиденные шаги и движения.

mreda
В 1954 году Махмуд Реда закончил факультет коммерции каирского университета, этом же году в Каир приехала аргентинская танцевальная группа под управлением Альфредо Аларио. После их выступления Махмуд Реда подошел к руководителю, что выразить свое восхищение, и Альфредо, идя его неподдельный интерес и хорошую подготовку, предложил работу танцора.
Около года Махмуд исполнял аргентинские танцы в Египте и Европе. Все это время его не покидала мысль, почему он танцует чужой фольклор, а не свой родной – египетский. Во время гастролей в Париж Реда принял окончательное решение вернуться в Каир, чтобы организовать свою танцевальную группу. Тогда же он женился на девушке Надида Фахми, с которой он познакомился в спортклубе. На создание танцевального проекта и на содержание семьи были необходимы финансовые средства, поэтому Махмуд отправился работать в компанию Shell.
Только спустя четыре года он вернулся к танцам. Официально Труппа Реды появилась в августе 1959 года. Первоначально состав Труппы был организован из семейного подряда Махмуда. Его брат Али работал помощником режиссера в кино и помог найти нужных людей. Другие два брата играли на скрипках, а отец Махмуда играл на уде. Почти все они были любителями, но на начальном этапе оказали огромную поддержку коллективу.
Одним из важнейших людей в коллективе была сестра жены Реды – Фарима Фахми. Она стала первой исполнительницей и первой солисткой Труппы и оставалась в ней 25 лет. Кроме нее, в первом составе было еще семь танцоров и семь танцовщиц. Поиск танцоров представлял собой наибольшую проблему, поскольку у танцевального искусства в то время была не самая лучшая репутация. Первый состав включал в себя тех, кого удалось собрать: людей разного возраста, физического сложения и уровня подготовки. Многих приходилось учить с нуля, некоторых – переучивать.
Исконно народные танцы не всегда интересны зрителям. Его история – это история народных праздников и деревенских гуляний. Крестьяне, как правило, не могли тратить много времени на изучение и разучивание сложных танцевальных форм, поэтому подлинный народный танец не богат движениями. Народные танцы Африки, Европы или Средней Азии представляют собой толпу людей разного возраста и телосложения, которая выполняет небольшой набор движений на протяжении длительного времени. Но на этой скудной базе традиционного танца Реда стал создавать яркое и увлекательное сценическое действие. После успеха первой программы Махмуд Реда взял нескольких танцоров и музыкантов и проехал по всему Египту, собирая музыкальные и танцевальные традиции страны. До него этим никто не занимался и он нашел для себя неиссякаемый источник вдохновения. Постановка «народной» хореографии – достаточно сложное занятие. Если сохранять все традиции, танец будет скучным и неинтересным, если изменить слишком много, то танец перестанет быть народным и узнаваемым. Иногда родственники Махмуда приходили в зрительный зал, смотрели, а затем специально провоцировали зрителей, «осуждая» постановки, горя, что это вымысел. Но зрители, наоборот, любили танцы Реды, восхищались ими, узнавая в каждом танце себя.
Танцевальный успех Реды – результат упорного труда и горячей любви к своему народу и культуре. Для России (тогда Советского Союза) такую же работу проделал Игорь Моисеев.
Источник: «Аl Sahhara» On-line журнал o Belly Dance

 

Авторизуйтесь для комментирования